Региональные целевые программы россии и их реализация. Региональная программа развития региона "развитие архивного дела в костромской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

В 2007-2011 ГОДАХ"

Рассмотрев представленную губернатором Костромской области областную целевую программу "Развитие архивного дела в Костромской области в 2007-2011 годах", решение комитета Костромской областной Думы по науке, образованию, культуре и спорту, Костромская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие архивного дела в Костромской области в 2007-2011 годах".

2. Администрации Костромской области при формировании бюджета на очередной финансовый год предусматривать ежегодно соответствующие средства для реализации данной программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Костромской областной Думы по науке, образованию, культуре и спорту (Кудрявцев Ю.П.)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Костромской

Областной Думы

А.И.БЫЧКОВ

Утверждена

Постановлением

Костромской

Областной Думы

^ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2007-2011 ГОДАХ"

ПАСПОРТ

Областной целевой программы "Развитие архивного дела в

Костромской области в 2007-2011 годах"

Наименование Программы Областная целевая программа "Развитие архивного дела

В Костромской области в 2007-2011 годах" (далее -

Программа)

Основание для Распоряжение губернатора Костромской области от

разработки Программы 21.04.2006 N 630-р "О разработке областных целевых

Программ", Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ

"Об архивном деле в Российской Федерации"

Государственный заказчик Администрация Костромской области

Основной разработчик Комитет по делам архивов Костромской области

Программы

Координатор Программы Комитет по делам архивов Костромской области

Основные цели и задачи Сохранение и преумножение документального наследия

Программы Костромской области, составной части

Историко-культурного потенциала Костромской области,

Российской Федерации, создание условий для

Обеспечения доступа граждан к документальным

Информационным ресурсам, изучение опыта

Предшествующих поколений, патриотических и

Нравственных традиций, участие в формировании

Единого культурно-информационного пространства,

Достижение гарантированной безопасности

Государственных архивов области, целенаправленное

Качественное пополнение документальных собраний,

Разработка и внедрение информационных продуктов и

Технологий, обновление специального оборудования

Архивных учреждений, укрепление кадрового потенциала

Архивной службы области

Перечень основных Перечень программных мероприятий предусматривает

программных мероприятий конкретные меры по безопасности архивов, сохранности

И пополнению документальных собраний Костромской

Области, издательской деятельности, участию в

Информационном обмене, по разработке и внедрению

Информационных технологий, обновлению и оснащению

Архивов специальным оборудованием, по укреплению

Кадрового потенциала архивной отрасли области

Сроки и этапы реализации 2007-2011 годы

Программы

Основные исполнители Комитет по делам архивов Костромской области,

Программы государственные архивы Костромской области

Объемы и источники Предполагаемый общий объем финансирования Программы

финансирования Программы составит - 16456,0 тысяч рублей, в том числе:

Из федерального бюджета - 500,0 тыс. рублей;

Из областного бюджета - 15516,0 тыс. рублей:

Текущее финансирование - 9046,0 тыс. рублей, по

Статье "Областные целевые программы" - 6470,0 тыс.

Внебюджетные источники - 440, тыс. рублей

Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы обеспечит

результаты реализации гарантированную сохранность документальных собраний

Программы Костромской области, создаст условия для защиты

Архивов от возможных чрезвычайных ситуаций, укрепит

Материально-техническую базу, создаст условия для

Внедрения современных автоматизированных систем

Учета архивных фондов, поиска ретроспективной

Информации, позволит ввести в научный оборот,

Использовать в учебном процессе новые архивные

Источники, повысит уровень профессиональной

Подготовки кадров.

Организация контроля за Контроль за реализацией Программы будет осуществлять

исполнением Программы комитет по делам архивов Костромской области

Ее решения программным методом

В системе информационных ресурсов страны архивы занимают особое положение, как хранители огромного, многоаспектного, многоотраслевого комплекса, который предназначен для использования в интересах общества и государства.

Архивные собрания Костромской области насчитывают более 2,5 млн. единиц хранения за период с XV века по настоящее время, которые в силу своей значимости являются государственными раритетами, имеют большую историческую, культурную и материальную ценность и представляют собой составную часть достояния области.

В настоящее время архивный информационный потенциал края хранится в 2 государственных, 30 муниципальных, 1247 ведомственных архивах.

Осуществляя отбор, прием и хранение документов, архивные учреждения формируют комплексы источников для научных и краеведческих исследований, выступают в качестве гаранта социальной защищенности граждан, их пенсионного обеспечения, имущественных прав. Только за последние пять лет (2001-2005 гг.) государственными и муниципальными архивами области выдано 52428 архивных справок по этим вопросам, в том числе положительных - 41761.

Ретроспективная информация предоставляется органам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм собственности. За 2001-2005 гг. государственными и муниципальными архивами подготовлены ответы на 1570 тематических запросов.

Возрастающий интерес к истории Отечества и родного края, к документальному наследию способствует применению архивами различных форм использования документов. Только в 2001-2005 годах государственными и муниципальными архивами организовано 65 выставок, опубликовано 240 статей и подборок документов, подготовлено 122 радио- и телепередачи. В 1997-2005 годах издано 4 архивных справочника, 3 сборника документов, 9 и 10 тома Книги памяти Костромской области. С 1991 года издается историко-краеведческий журнал "Костромская старина".

Эту позитивную тенденцию необходимо закреплять и развивать как важнейшее условие патриотического и нравственного воспитания, повышения культурного и образовательного уровня граждан, условие расширения и обновления тематики научно-исторических и краеведческих исследований.

В последние годы осуществлены мероприятия по совершенствованию архивного дела, чему во многом способствовала реализация областной целевой программы "Развитие архивного дела в Костромской области в 2002-2005 гг.", участие в подпрограмме "Архивы России" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".

Начата модернизация микрофильмирующего оборудования для создания страхового фонда особо ценных документов; в центральных лабораториях г. Москвы и г. Санкт-Петербурга организована реставрация уникальных, пострадавших от пожара 1982 года документов ГУ "Государственный архив Костромской области"; издан сборник документов "Была война...", посвященный 60-летию Победы и 60-летию Костромской области, историко-краеведческий журнал "Костромская старина", приобретено компьютерное и копировальное оборудование.

Вместе с тем в архивном деле имеются проблемы, разрешение которых требует эффективной государственной поддержки.

Наиболее актуальными из них являются:

Неудовлетворительный технический уровень или отсутствие систем пожарной безопасности, специализированной охраны, охранных систем, слабая защищенность архивов от возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, хищений;

Недостаточный уровень обеспечения сохранности архивных фондов и архивных документов, в том числе недостаточные размеры площадей имеющихся хранилищ, отсутствие оборудования, соответствующего минимальным требованиям государственных стандартов архивного хранения;

Низкая степень технической оснащенности архивов средствами вычислительной и множительной техники, что не позволяет внедрить в полном объеме централизованный государственный учет архивных фондов и документов, начать создание электронного страхового фонда уникальных и особо ценных документов архивных собраний области, совершенствовать создание электронного научно-справочного аппарата, организовать всестороннее использование ретроспективной информации в интересах общества и государства;

Прогрессирующее ухудшение физического состояния архивных фондов ГУ "Государственный архив Костромской области" (около 400 тысяч единиц хранения), пострадавших от пожара 1982 года. Для реставрации и копирования таких объемов своими силами архиву потребуется не менее 500 лет. Физическое разрушение бумаги, угасание текстов документов, в том числе уникальных и особо ценных, происходит в государственных архивах Костромской области (ГУ "Государственный архив Костромской области", ГУ "Государственный архив новейшей истории Костромской области") ежедневно;

Отсутствие средств для систематического пополнения архивных собраний области особо ценными документальными коллекциями, личными фондами, находящимися в собственности юридических и физических лиц, источниками по древней истории края, хранящимися в федеральных архивах, архивах субъектов Российской Федерации, за рубежом, приобретения архивных фондов негосударственных организаций, отнесенных в установленном порядке к собственности Костромской области,

Отсутствие материальной базы, средств для развития издательской деятельности архивов, расширения форм использования архивных документов;

Снижение уровня профессиональной подготовки кадров. Только 6% специалистов имеют высшее профильное образование, которое получено более 20 лет назад. В последние 10-15 лет повышение квалификации сотрудников государственных архивов осуществлялось своими силами, для работников муниципальных архивных учреждений был организован ежегодный постоянно действующий семинар. Профессиональная подготовка за пределами Костромской области из-за недостаточного финансирования практически не осуществлялась.

Без устранения или значительного ослабления влияния этих факторов дальнейшее эффективное развитие архивного дела в Костромской области невозможно.

Поэтому областная целевая программа "Развитие архивного дела в Костромской области в 2007-2011 годах", являясь продолжением областной целевой программы "Развитие архивного дела в Костромской области в 2002-2005 гг.", призвана стать инструментом, с помощью которого будут объединены организационные, финансовые, кадровые ресурсы и направлены на решение неотложных проблем архивного дела в Костромской области, на обеспечение стратегически важных направлений развития отрасли.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы

Реализации Программы

Программа направлена на достижение следующих основных целей:

Сохранение и преумножение документального наследия Костромской области, составной части историко-культурного потенциала Костромской области, Российской Федерации;

Создание условий для обеспечения доступа граждан к документальным информационным ресурсам, изучение опыта предшествующих поколений, патриотических и нравственных традиций;

Участие в формировании единого культурно-информационного пространства Костромской области, Российской Федерации;

И предполагает решение следующих основных задач:

Достижение гарантированной безопасности, обеспечение сохранности архивных собраний области,

Качественное пополнение документального наследия Костромской области,

Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий,

Обновление специального оборудования архивных учреждений,

Укрепление кадрового потенциала архивной службы области.

Реализация Программы рассчитана на 5 лет - 2007-2011 годы.

3. Система программных мероприятий

И ожидаемые результаты

Мероприятия Программы объединены в 6 разделов:

1. Обеспечение безопасности архивов, сохранности документальных собраний Костромской области;

2. Формирование и пополнение архивных собраний Костромской области;

3. Издательская деятельность архивов, участие в информационном обмене, расширение доступа к архивным документам;

4. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере архивного дела;

5. Обновление специального оборудования и оснащение архивных учреждений;

6. Укрепление кадрового потенциала архивной службы области.

Раздел "Обеспечение безопасности архивов, сохранности документальных собраний Костромской области" включает мероприятия, направленные на создание гарантированной системы безопасности архивов, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Важнейшим среди них является проведение реконструкции систем сигнализации, оповещения о пожаре, газового пожаротушения в ГУ "Государственный архив Костромской области". Укреплению безопасности будет также способствовать установление систем внешнего и внутреннего видеонаблюдения, переход на обслуживание подразделениями вневедомственной охраны, огораживание территорий архивов.

Важнейшим направлением обеспечения сохранности архивных собраний является продолжение работы по организации реставрации, созданию страхового фонда и фонда пользования на пострадавшие от пожара документы ГУ "Государственный архив Костромской области" в лабораториях федеральных архивов, Главархива г. Москвы. Планируется отреставрировать и провести страховое копирование 2000 листов уникальных документов.

Раздел "Формирование и пополнение архивных собраний Костромской области" предусматривает направление финансовых средств на приобретение особо ценных документальных коллекций, личных фондов, находящихся в частной собственности юридических и физических лиц (коллекционеры-фотографы, краеведы, ученые, архитекторы, деятели искусства, государственные и общественные деятели, члены костромского землячества в г. Москве и г. Санкт-Петербурге т.д.), архивных фондов негосударственных организаций-источников комплектования государственных архивов (в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"), выявление и копирование в федеральных архивах, архивах субъектов Российской Федерации исторических источников по древней истории края.

В разделе "Издательская деятельность архивов, участие в информационном обмене, расширение доступа к архивным документам" представлены мероприятия, направленные на активизацию издательской деятельности государственных архивов, на обновление и расширение информации о составе и содержании документов государственных и муниципальных архивов области (межархивный справочник "Архивы Костромской области", путеводители по государственным архивам области), издание исследований, исторических очерков, сборников документов, связанных с памятными датами в истории России (400-летие Дома Романовых, 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и т.д.), тематических выпусков историко-краеведческого журнала "Костромская старина", посвященных развитию народного образования, здравоохранения, театрального искусства, истории городов и районов области. Мероприятия раздела включают организацию историко-документальных выставок, в том числе создание виртуальных документальных экспозиций.

Мероприятия раздела "Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере архивного дела" нацелены на освоение учреждениями отрасли новых форм информационных услуг, на решение основных задач архивных учреждений (создание страхового фонда и фонда пользования, системы научно-справочного аппарата к документам, организацию государственного учета и т.д.) с помощью компьютерных технологий.

Это направление является перспективным и для муниципальных архивных учреждений, где внедрение вычислительной техники находится на начальной стадии.

Мероприятия раздела "Обновление специального оборудования и оснащение архивных учреждений" направлены на кардинальное изменение материально-технической базы государственных архивов и комитета по делам архивов. Предполагается оснащение архивохранилищ ГУ "Государственный архив Костромской области" мобильными стеллажами для документов на бумажных носителях. В результате появится реальная возможность увеличить вместимость имеющихся хранилищ на 16%, что позволит частично решить проблему приема и размещения документов по личному составу от ликвидированных организаций, в том числе в результате банкротства. Предусматривается приобретение специального оборудования для хранения научно-технической документации, аудиовизуальных, машиночитаемых (электронных) документов, оборудования для проведения реставрационно-консервационных работ, создания страхового фонда и фонда пользования (вакуумные столы, листодоливочные машины, аппараты для микрофильмирования и микрофиширования документов, читальные аппараты и т.д.), для копирования информации (скоростные сканеры, ксероксы).

Мероприятия раздела предусматривают направление финансовых средств на оснащение комитета по делам архивов и государственных архивов вычислительной техникой, что позволит применять информационные технологии во всех направлениях деятельности.

Мероприятия раздела "Укрепление кадрового потенциала архивной службы области" призваны сформировать действенную систему повышения квалификации архивных работников на основе расширения форм обучения и применения новых современных образовательных методик.

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит:

Создать гарантированную систему безопасности государственных архивов;

Пополнить архивные собрания Костромской области особо ценными документальными коллекциями, личными фондами, архивными фондами негосударственных организаций, отнесенных в установленном порядке к собственности Костромской области, копиями источников по древней истории края, хранящимися в федеральных архивах, архивах субъектов Российской Федерации;

Осуществить издание справочников, сборников документов, альбомов, буклетов, каталогов, журналов, благодаря которым будет расширен доступ пользователей к ретроспективной информации, введены в научный оборот новые архивные источники;

Включить архивы Костромской области в информационное пространство Костромской области, Российской Федерации,

В несколько раз ускорить сроки предоставления ретроспективной информации пользователям, в первую очередь органам государственной власти и местного самоуправления;

Увеличить вместимость площадей в ГУ "Государственный архив Костромской области", что позволит вести прием документов по личному составу от ликвидированных организаций и обеспечить защиту законных прав граждан;

Начать создание электронного страхового фонда, фонда пользования;

Увеличить объемы и качество проведения реставрационно-консервационных, переплетных, копировальных работ;

Ликвидировать отставание в компьютеризации архивной отрасли области;

Увеличить кадровый потенциал архивной службы области.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Основную часть ресурсного обеспечения Программы составят финансовые средства.

Предельные прогнозируемые объемы финансирования Программы - 16456,0 тысяч рублей.

Предполагается, что источниками финансирования станут: федеральный бюджет - 500,0 тысяч рублей (3%), областной бюджет - 15516,0 (94%), внебюджетные источники - 440,0 тысяч рублей (3%).

Причем 42% средств областного бюджета составят расходы по статье "Областные целевые программы...", 58% средств будет направлено по статьям расходов текущего финансирования отрасли.

Для реализации программных мероприятий планируется использовать 440,0 тыс. рублей внебюджетных средств за счет предоставления государственными архивами платных услуг юридическим и физическим лицам, в том числе по исполнению генеалогических запросов, проведению упорядочения документов учреждений, организаций и предприятий, получения исследовательских и издательских грантов.

Средства федерального бюджета планируется привлечь, обеспечив участие в мероприятиях федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)".

Предполагается, что большая часть финансовых средств будет направлена на обеспечение безопасности и сохранности документальных собраний Костромской области (30%), на обновление и оснащение архивных учреждений специальным оборудованием (61%).

Объемы финансирования по источникам

И срокам расходования средств


Источники и направления
финансирования

Всего
2007-
2011 гг.

В том числе:

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

ВСЕГО:

16456,0

4911,0

3995,0

3515,0

2885,0

1150,0

федеральный бюджет

500,0

-

250,0

-

-

250,0

областной бюджет,
в том числе

15516,0

3655,0

3425,0

2805,0


текущее финансирование

9046,0

4396,0

1670,0

1375,0

1300,0

305,0

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

6470,0

1985,0

2050,0

1505,0


внебюджетные источники

440,0

90,0

90,0

90,0

80,0

90,0

1. Обеспечение безопасности архивов, сохранности документальных собраний
Костромской области

Всего:

4921,0

4201,0

460,0

160,0

50,0

50,0

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

областной бюджет,
в том числе:

4841,0

4181,0

440,0

140,0

40,0

40,0

текущее финансирование

4641,0

4141,0

400,0

100,0

-

-

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

внебюджетные источники

80,0

20,0

20,0

20,0

10,0

10,0

2. Формирование и пополнение архивных собраний Костромской области

Всего:

230,0

35,0

40,0

45,0

55,0

55,0

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

областной бюджет,
в том числе:

205,0

30,0

35,0

40,0

50,0

50,0

текущее финансирование

85,0

15,0

15,0

15,0

20,0

20,0

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

внебюджетные источники

25,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

3. Издательская деятельность архивов, участие в информационном обмене
расширение доступа к архивным источникам

Всего:

575,0

65,0

115,0

165,0

115,0

115,0

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

областной бюджет,
в том числе:

500,0

50,0

100,0

150,0

100,0

100,0

текущее финансирование

-

-

-

-

-

-

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

внебюджетные источники

75,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

4. Разработка и внедрение информационных продуктов
и технологий в сфере архивного дела

Всего:

410,0

60,0

70,0

85,0

95,0

100,0

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

областной бюджет,
в том числе:

360,0

50,0

60,0

75,0

85,0

90,0

текущее
финансирование

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

внебюджетные источники

50,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

5. Обновление специального оборудования и оснащение архивных учреждений

Всего:

10000,0

500,0

3250,0

3000,0

2500,0

750,0

федеральный бюджет

500,0

-

250,0

-

-

250,0

областной бюджет,
в том числе:

9350,0

470,0

2970,0

2970,0

2470,0

470,0

текущее финансирование

4000,0

200,0

1200,0

1200,0

1200,0

200,0

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

5350,0

1770,0

1770,0

1270,0


внебюджетные источники

150,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

6. Укрепление кадрового потенциала архивной службы отрасли

Всего:

320.0

50,0

60,0

60,0

70,0

80,0

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

областной бюджет,
в том числе:

260,0

40,0

50,0

50,0

60,0

60,0

текущее финансирование

120,0

20,0

20,0

20,0

30,0

30.0

расходы по статье "Областные
целевые программы..."

внебюджетные источники

60,0

10,0

10,0

10.0

10,0

20,0

В перечень ресурсов Программы входят также архивные учреждения отрасли, кадровые ресурсы, ресурсы организаций, благодаря которым будут привлекаться финансовые средства, организации-поставщики оборудования, издательства, организации, осуществляющие реставрационные работы, организации, которые будут принимать участие в обучении кадров и т.д.

5. Механизм реализации Программы

Координатор Программы на основе перечня программных мероприятий составляет план мероприятий Программы на соответствующий год с учетом приоритетных направлений развития архивного дела. План включает сведения об объемах, источниках финансирования, исполнителях и сроках исполнения.

Объемы финансирования из областного бюджета предусматриваются по направлениям расходов на текущее финансирование и расходы по статье "Областные целевые программы..." в пределах средств, определенных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Объемы финансирования из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" определяет Федеральное архивное агентство Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на основе конкурса заявок субъектов Российской Федерации при условии софинансирования мероприятий из средств соответствующих бюджетов.

Определение объемов внебюджетных источников осуществляется с учетом планов государственных архивов по упорядочению документов организаций на соответствующий год и получения исследовательских и издательских грантов.

Исполнителями Программы являются комитет по делам архивов и государственные архивы.

Сроки исполнения определяются в соответствии с поквартальной разбивкой программных мероприятий.

Мероприятия Программы включаются в годовые планы работы комитета по делам архивов и государственных архивов.

При реализации программных мероприятий организуется проведение торгов, заключение договоров о поставке оборудования, предоставлении услуг, проводится закупка и передача оборудования на баланс соответствующих архивных учреждений, установка и ввод в эксплуатацию.

При наличии предварительной договоренности с реставрирующими организациями ГУ "Государственный архив Костромской области" проводит отбор документов для реставрационных работ, оформляет заказы, заключает договоры и передает реставраторам включенные в заказ документы.

Исполнители готовят рукописи справочников, сборников, исторических исследований, журналов, буклетов, каталогов, заключают договоры с издательствами и предоставляют материалы для издания.

Приобретение особо ценных документальных коллекций, личных фондов осуществляется на договорной основе по результатам экспертизы ценности документов.

Выявление источников по древней истории края проводится в федеральных архивах, архивах субъектов Российской Федерации по запросам или непосредственно представителями комитета по делам архивов, государственных архивов. На основе заключенных договоров документы копируются, копии поступают на постоянное хранение в госархивы области.

Комитет по делам архивов организует проведение конференций, семинаров, стажировок, круглых столов для работников муниципальных и государственных архивов. Специалисты комитета и государственных архивов принимают участие в семинарах, курсах повышения квалификации в системе Федерального архивного агентства Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, Научно-методического совета архивных учреждений Центрального федерального округа Российской Федерации, федеральных архивов, архивных учреждений субъектов РФ.

6. Организация управления Программой

И контроль за ходом ее реализации

Координатор Программы осуществляет общее руководство реализацией Программы, обеспечивая текущее управление, организацию взаимодействия исполнителей, контроль поступления финансовых средств, сроков исполнения программных мероприятий.

Под контролем комитета находится также ход заключения договоров, выполнение сроков поставок оборудования, предоставления услуг.

Координатор анализирует выполнение программных мероприятий, устанавливает причины нарушения сроков выполнения, принимает меры для ликвидации нарушений.

На основе информаций исполнителей комитет по делам архивов отчитывается в установленном порядке перед органами государственной власти о выполнении Программы.

При составлении плана мероприятий на очередной финансовый год комитет по делам архивов с учетом объемов финансирования, приоритетов направлений развития государственных архивов Костромской области уточняет перечень программных мероприятий, объемы финансовых средств по разделам плана, механизм реализации программы.

Исполнители программы, государственные архивы, организуют выполнение программных мероприятий в соответствии с годовым планом и оперативно отчитываются перед комитетом по делам архивов.

На исполнителей возлагается ответственность за выполнение запланированных мероприятий в установленные сроки, за целевое использование выделенных средств и за эффективность достигнутых результатов.

Предусматривается ежеквартальное направление отчетов в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, другие органы исполнительной власти Костромской области; направление отчетов в Федеральное архивное агентство.

Оперативный контроль за ходом реализации программных мероприятий будет осуществляться на служебных совещаниях.

Планируется обсуждение итогов выполнения Программы на заседаниях коллегии комитета по делам архивов, дирекций государственных архивов.

Результаты реализации программных мероприятий будут включены в годовой отчет о выполнении показателей основных направлений развития архивного дела в Костромской области за соответствующий год, который в установленные сроки направляется в Федеральное архивное агентство.

Информация об итогах работы будет размещена на сайте комитета по делам архивов Костромской области.

7. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

Укрепить безопасность государственных архивов, создать систему гарантированной сохранности архивных фондов Костромской области;

Обеспечить пополнение документальных комплексов Костромской области особо ценными и уникальными коллекциями, личными фондами;

Организовать качественный прием, хранение и использование документов на всех видах носителей, в том числе научно-технической документации, аудиовизуальной, машиночитаемой, а также документов по личному составу, что позволит реализовать права граждан на получение необходимой архивной информации, а также сформировать и сохранить значительный комплекс документов для будущих генеалогических, демографических и социальных исследований;

Продолжить создание электронного научно-справочного аппарата к документам архивных собраний Костромской области, что снизит затраты и сроки выполнения архивных работ, в том числе сроки исполнения всех категорий запросов, предоставление информационных материалов органам государственной власти и местного самоуправления, всем заинтересованным ведомствам;

Внедрить автоматизированный государственный учет архивных собраний Костромской области;

Поднять на более высокий уровень издательскую деятельность архивов, ввести в научный оборот новые категории архивных документов для использования архивной информации в учебном процессе, для расширения и обновления тематики научных, краеведческих исследований, для просвещения, нравственного и патриотического воспитания населения;

Создать условия для обеспечения доступа граждан к документальным информационным ресурсам Костромской области;

Обеспечить участие архивных учреждений в формировании единого культурно-информационного пространства Костромской области, Российской Федерации;

Создать эффективную, постоянно действующую систему повышения квалификации специалистов, которая будет способствовать укреплению кадрового потенциала, повышению качества выполнения функций и задач, возложенных на архивную службу области.

Для определения эффективности Программы предлагается использовать следующие показатели и индикаторы:

Название показателя, индикатора Ежегодный прирост (%)

Прирост протяженности архивных полок за счет

оснащения архивохранилищ государственных архивов 3,1

области современным специальным стеллажным

оборудованием

Доля архивных фондов, внесенных в

автоматизированную систему государственного 1,6

учета "Архивный фонд" и "Фондовый каталог" на

уровне "Фонд" и хранящихся в государственных

архивах Костромской области

Прирост компьютеров современных марок на 10

работников основного состава государственных 30,6

архивов Костромской области

Показатели и индикаторы могут уточняться в ходе реализации Программы, с учетом методических разработок и рекомендаций Федерального архивного агентства, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, правовых нормативных документов Костромской области.

В качестве важнейших прямых регуляторов экономических процессов, происходящих на территории страны, выступают федеральные и региональные целевые программы. Они представляют собой согласованный, увязанный по срокам, ресурсам и исполнителям, комплекс проектных, научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных и прочих мероприятий, осуществляемых при поддержке государства.

Федеральные и региональные целевые программы

На протяжении многих десятилетий с 20-х годов прошлого столетия в СССР было распространено составление хозяйственных планов. Вместе с ними разрабатывались и комплексные, в том числе региональные целевые программы. В настоящее время они обеспечивают решение задач в научно-технической, экономической, социально-культурной, экологической сферах. Федеральные целевые программы направлены на осуществление политики в сфере общественного хозяйства при поддержке государства. Сегодня они достаточно распространены, и их количество постоянно растет. Целевые программы регионального уровня отличаются резко выраженными территориальными признаками, спецификой источников информации и состава участников. Их роль состоит в интеграции индивидуальных, коллективных, государственных интересов в рыночную экономику, мобилизации сил для осуществления крупных проектов.

Специфика

Региональные целевые программы используются как инструмент непосредственного воздействия государства на рыночную экономику в пределах конкретной территории. Такой метод управления выступает в качестве одного из важнейших средств влияния на проблемные местности: осваиваемые, депрессивные. Вместе с этим региональные целевые программы России успешно внедряются и на относительно обеспеченных территориях. И в том, и в другом случае обеспечивается решение как текущих, так и предстоящих задач. Примером могут служить региональные целевые программы Ленинградской области. В настоящее время внимание властей обращено на улучшение качества жизни, состояния экономики Санкт-Петербурга. В частности разрабатываются программы создания условий для привлечения трудовых ресурсов в город.

Суть новых проектов

Разрабатываемые сегодня целевые региональные и муниципальные программы воплощают комплекс "свободного рынка" и "жесткого плана". В рамках проектов задаются строгие направления хозяйственной деятельности. При этом стимулирование и реализация целевых программ осуществляются на коммерческой основе. Методы привлечения исполнителей и способы распределения ресурсов базируются на принципах добровольности, коллективной и индивидуальной заинтересованности. Немаловажное значение имеет и материальное стимулирование. Региональные целевые программы предполагают адресность и обязательность исполнения запланированных мероприятий всеми участниками. Они обеспечиваются хозяйственными договорами, сочетающимися с комплексом экономических стимулов, а не директивными заданиями, как это было раньше.

Выбор проблемы

Подготавливая региональные целевые программы, разработчики решают ряд методических задач. Главная из них относится к выбору проблемы. В современных условиях достаточно быстро происходит смена задач территориального и народнохозяйственного развития. При этом имеющиеся финансовые и прочие ресурсы всегда ограничены. В качестве критериев для выбора проблемы выступают:

  1. Значимость вопроса для национальной и территориальной экономики, связь со структурными преобразованиями, усилением эффективности хозяйственной системы, улучшением качества жизни граждан, обеспечением и экологической безопасности и проч.
  2. Многоплановый и межотраслевой характер проблемы, наличие исполнителей решений и необходимости координации их работы. В двух словах этот критерий можно определить как комплексность и сложность вопроса.
  3. Прогрессивность и новизна организационных, технических и прочих мероприятий, предполагаемые высокие показатели.

Дополнительные признаки

К числу указанных выше критериев стоит также отнести сложность или невозможность решения задачи в разумные сроки с применением рыночного механизма и необходимость привлечения государственной поддержки. Однако, по мнению экспертов, этот признак спорный, поскольку сложные и актуальные проблемы могут решаться исключительно программными методами и при участии власти.

Определение целей

Это достаточно ответственная задача. Четкий целевой характер программы выражается в строгой ориентации каждого мероприятия и использовании любого ресурса, а также деятельности всех участников. Главная задача доводится до конкретных адресных заданий. При разработке рекомендуется применять графоаналитический подход. С его помощью осуществляется разделение цели на задачи по уровням. Их количественная оценка выполняется с помощью относительных показателей удовлетворения потребностей территории. Между тем надежность такого подхода остается под вопросом.

На практике при разработке проектов он применяется достаточно редко. Кроме того, не во всех случаях можно определить нормативные показатели. В качестве альтернативного варианта могут применяться социально-экономические индикаторы. Они косвенно выражают уровни выполнения тех или иных задач. К примеру, региональные целевые программы по сохранению здоровья населения в качестве индикаторов могут использовать среднюю продолжительность активной профессиональной деятельности, жизни и проч.

Оценка эффективности

Результативность разработки и последующей реализации программы выражается конкретными итоговыми показателями. Анализ соотношения между ними и расходами отражается в частных и общих величинах экономической, сравнительной и абсолютной эффективности (объеме национального дохода на человека, пропорциональности фондов потребления и накопления и проч.). Частные показатели характеризуют уровень использования ресурсов: фондо-, капитало-, материалоотдачу и так далее. Если учитывать отечественную и зарубежную практику, специфику адаптации к рыночным условиям, в зависимости от вида программы для анализа ее эффективности, как правило, рекомендовано использовать разные величины. Среди них: размер удельных капиталовложений, производительность труда, и проч. При анализе можно также использовать объемы производства ключевых видов продукции, ввод непроизводственных объектов и производственных мощностей в действие, показатели научно-технического развития, импорто- и ресурсозамещения.

Особенности показателей

Важность использования в программах разных показателей очевидна. Но при этом среди них в первую очередь должны присутствовать сквозные величины. С их помощью осуществляется сравнение программ и итогов по стране в целом. Кроме этого, необходимо использовать Для некоторых программ могут потребоваться системы установленных величин. В рыночных условиях наибольшую актуальность приобретают количественные оценки результатов коммерческой деятельности.

Нюанс

Между тем для макроэкономического анализа нужно выявить народнохозяйственную результативность. Требование общенациональной целесообразности необходимо соблюдать при определении всей системы показателей. К примеру, нельзя ограничиваться коэффициентом оборачиваемости капитала на осваиваемых территориях, поскольку это может привести к созданию отраслевой структуры, которая не будет отвечать специфике и потребностям районов, а также перспективным интересам государства.

Специфика мероприятий

Региональная программа может включать в себя комплекс мер по оздоровлению экономики и социальной сферы. К ним, например, относят удовлетворение нужд в топливно-энергетических ресурсах, регулирование тарифов, устранение последствий стихийного бедствия и так далее. В качестве следующего этапа могут намечаться мероприятия по стабилизации ситуации. Среди них:

  1. Уменьшение топливно-энергетического дефицита.
  2. Преодоление застоя в отраслях специализации.
  3. Закрепление новых хозяйственных связей.
  4. Формирование условий для экономического роста.

На следующей стадии может проводиться оживление хозяйственного комплекса. В рамках этой деятельности усилия концентрируются на вопросах структурной перестройки и стабильного развития. Среди ключевых мероприятий могут предусматриваться:

  1. Расширение транспортной инфраструктуры.
  2. Комплексное решение энергетических проблем.
  3. Расширение экспортного потенциала территории.

В рамках всех этапов необходимо обеспечить:

  1. Предотвращение оттока граждан.
  2. Закрепление квалифицированных работников. Это обеспечивается за счет государственного содействия в сфере занятости и соцзащиты.
  3. Охрану природы и рациональное использование естественных ресурсов.

Заключение

Реализация региональных целевых программ имеет важнейшее практическое значение для населения. В некоторых случаях возникает необходимость в поэтапном решении задач ускоренного освоения, опережающего, адекватного укрепления инфраструктуры, повышения качества жизни граждан. В небольших районах круг проблем может ограничиваться, например, мероприятиями в агропромышленном и строительном комплексах, сфере обустройства приграничной территории и социального обслуживания. В любой программе отдельный раздел отводится для вопросов финансирования. Для осуществления мероприятий привлекаются средства бюджетов и внебюджетных фондов. Однако большую часть финансирования обеспечивают частные инвесторы.

Комплексы мероприятий, включаемые в программы, обычно рассматриваются в нескольких вариантах. К примеру, становление транспортного комплекса может быть представлено в сценарии использования действующей инфраструктуры и ее активного совершенствования. Между тем, по мнению ряда экспертов, в настоящее время существует слишком много программ. Многие из них подвергаются постоянной корректировке. При этом нарушаются их цели и содержание. Существует также проблема финансирования, негативно отражающаяся на процессе реализации программ.

Аннотация

Авторская разработка на тему "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" по предмету "Туризм" содержит 51 страницу, 4 рисунка, 10 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Туризм, Инвестиционный менеджмент, Гражданское право, Государственное и муниципальное управление, Основы сертификации и стандартизации.

Объектом исследования является анализ условий "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", изучалась природа темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Далее проводилось исследование актуальности "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" и определены тенденции развития тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Обзор источников по теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы"

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" рассматривает В. И. Ресин, Ю. С. Попков в книге "Развитие больших городов в условиях переходной экономики. Системный подход ", изданной в 2000 году и содержащей 328 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Книга посвящена развитию идей системного подхода к исследованию и регулированию пространственных структур городов. Ее методическим фундаментом является концепция динамического системного анализа и системных регуляторов, ориентированная на проблемы городского развития. Она реализуется с помощью инструментальных средств, включающих экономико-математические и макросистемные модели городских подсистем и города в целом, методы оптимального планирования и процедуры принятия решений в области функционально-пространственного развития городских систем. Значительная часть материала книги посвящена применению развиваемого системного подхода к решению проблем развития Москвы. Анализ эволюции градостроительной концепции города сопровождается весьма объемной и многофакторной информацией о функционально-пространственном развитии Москвы. Материал книги излагается как на содержательном, так и на формальном уровнях, но всегда в доступной форме для широкого круга читателей, интересующихся проблемами...

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" касается М. А. Жукова в монографии "Индустрия туризма: менеджмент организации ". Данная книга была выпущена в издательстве "Финансы и статистика" в 2006 году, содержит 200 стр.

Рассматриваются экономические вопросы развития мирового и российского туристских рынков, роль государства в управлении индустрией туризма, концепция маркетинга и пути формирования конкурентной стратегии туристской организации. Анализируется влияние глобализации на появление новых организационных форм управления в индустрии туризма. Даются рекомендации по использованию преимуществ стратегических альянсов и брэндинга для совершенствования деятельности организаций индустрии туризма. Для научных работников, а также студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 061100 `Менеджмент организации`, преподавателей вузов и специалистов организаций индустрии туризма.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Стратегический менеджмент в туризме ". Л. В. Баумгартен определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2007 году в издательстве "Академия". В описании книги сказано следующее.

Рассмотрены особенности индустрии туризма и ее влияние на развитие других отраслей экономики государства. Освещены теоретические основы стратегического менеджмента, включая современные методы анализа макросреды и отраслевого анализа, конкурентоспособности организаций и производимых ими товаров и услуг, портфельного анализа, виды используемых стратегий, способы стратегического выбора, реализации стратегии и контроля ее выполнения, а также способы оценки эффективности внедряемых стратегии и проектов. Приведены конкретные примеры стратегического выбора в области туризма. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезным для аспирантов, преподавателей, специалистов по управлению, а также всех интересующихся вопросами стратегического менеджмента.

Кроме того, при изучении темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" были использованы такие периодические источники, как:

  1. ЕНВД в Московской области: становление и результаты. А.В. Кузнецов, "Налоговая политика и практика", № 8, август 2007.
  2. Совершенствование арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства: АПК РФ и Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы". В.М. Шерстюк, "Законодательство", № 3, март 2007.
  3. Комментарий к закону Московской области от 22.12.2006 № 240/2006-ОЗ "Об охране окружающей среды в Московской области". Д.И. Косарев, "Московский бухгалтер", № 3, февраль 2007.
  4. Комментарий к закону Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ. в ред. Закона Московской области от 15.09.2006 № 144/2006-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". И.В. Демичева, "Московский бухгалтер", № 21, ноябрь 2006.
  5. Комментарий к Закону Московской области от 27.07.2006 № 137/2006-ОЗ "О поддержке малого предпринимательства в Московской области". А.П. Андреева, "Московский бухгалтер", № 16, август 2006.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Теоретическое значение изучения проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Областная целевая программа Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005 годы", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.

Главным инструментом влияния на социально-экономическое развитие регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства - здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно -технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа.

Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.

Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Основные задачи региональных программ:

Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

Выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;

Эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

Сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

Охрана окружающей среды;

Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

Сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно - политической и правовой обстановки

Формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.

Специфика региональных программ заключается в следующем:

Отбор региональных проблем производится территориальными органами власти;

Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;

Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);

Финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;

Региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;

Региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:

Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

Целевая направленность и системность мероприятий программы;

Вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;

Ресурсная обеспеченность программы;

Адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);

Обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона .

Оценить результативность комплекса мероприятий региональной целевой программы довольно сложно. Если учесть существующие критерии народнохозяйственной и социальной эффективности государственного регулирования экономики в целом: обеспеченность общественными благами национальных потребностей, вклад государственной собственности в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности, вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, то косвенным показателем оценки регулирующего действия государства относительно сектора является доля государственных расходов на услуги в валовом внутреннем продукте. Тем не менее, оценка результатов реализации комплекса мероприятий целевой программы развития сферы услуг на уровне регионального развития может быть проведена на основе анализа динамики таких показателей, как.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.10.2009 № 982-п

г. Ярославль
Об Областной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы

от 26.07.2010 № 539-п, от 28.10.2010 № 798-п, от 27.12.2010 № 1017-п, от 28.01.2011 № 24-п,

от 15.04.2011 № 230-п, от 16.06.2011 № 448-п, 27.10.2011 № 817-п, от 27.12.2011 № 1111-п,

от 09.06.2012 № 510-п, от 24.07.2012 № 661-п, от 19.09.2012 № 953-п,

от 13.11.2012 № 1265-п>
В соответствии с постановлением Правительства области от 03.08.2009 № 803-п «О Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 - 2012 годы»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 08.10.2009 № 982-п

(в редакции постановлений

Правительства области

от 27.10.2011 № 817-п, от 27.12.2011 № 1111-п,

от 09.06.2012 № 510-п, от 24.07.2012 № 661-п,

от 19.09.2012 № 953-п, от 13.11.2012 № 1265-п)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области

на 2010 - 2012 годы
I. Общие положения


Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный

исполнитель ОЦП


департамент экономического развития Ярославской области

Исполнители ОЦП

департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, органы местного самоуправления муниципальных образований области

Участники ОЦП

организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области; физические лица и индивидуальные предприниматели; Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области

заинтересованные

в результатах ОЦП


департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области, субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты

ОИВ/СППО и другие юридические лица,

оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП


субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области, Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты

Дата начала ОЦП

01.01.2010

Дата окончания ОЦП

31.12.2012

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович

Ответственные лица для контактов

директор департамента экономического развития Ярославской области Шутов Александр Валентинович, тел. 40-11-46;заместитель директора департамента - председатель комитета поддержки предпринимательства департамента экономического развития Ярославской области Курганов Александр Дмитриевич, тел. 40-01-14

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/docLib3/pred_programma.aspx

Общая потребность в ресурсах


Источник

финансирования


Единица измерения

Объём финансирования

всего

в том числе

2010 год

2011 год

2012 год

Областной

бюджет


тыс. рублей

496 413,309

91 300,000

132 716,000

272 397,309

Внебюджетные источники

тыс. рублей

740 733,000

339 450,000

191 896,000

209 387,000

Справочно:

Федеральный бюджет *

тыс. рублей

849 268,544

262 298,000

150 583,003

436 387,541

Местные

бюджеты**


тыс. рублей

29 099,512

10 930,000

9 349,512

8 820,000

Всего

тыс. рублей

2 115 514,365

703 978,000

484 544,515

926 991,850

*Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае победы заявки Ярославской области в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации. Объёмы софинансирования за счёт средств федерального бюджета будут уточнены по итогам проводимого в 2010-2012 годах Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, объём софинансирования за счёт средств федерального и областного бюджетов в процентном соотношении составит:

в 2010 году - 71 процент и 29 процентов соответственно;

в 2011 году - 76 процентов и 24 процента соответственно;

в 2012 году - 80 процентов и 20 процентов соответственно.

На мероприятие «Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований, включенных в перечни монопрофильных муниципальных образований с высокой степенью проявления кризисной ситуации в социально-экономической сфере и (или) находящихся в зоне повышенной степени риска» в 2010 году объём софинансирования составит 5:95 процентов (областной и местный бюджеты: федеральный бюджет).

** Объёмы софинансирования за счёт средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства
II. Содержание проблемы
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Ярославской области и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Тенденции развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на 01 января 2009 года хозяйственную деятельность осуществляли 52719 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35990 индивидуальных предпринимателей, 14486 малых предприятий, включая микропредприятия (юридические лица), 203 средних предприятия (юридические лица). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике области составила 16,3 процента. Объём инвестиций малых предприятий (юридических лиц), без микропредприятий, за 2008 год составил 3,5 процента от общего объёма инвестиций по Ярославской области. Число субъектов малого и среднего предпринимательства достигло показателя в 40 единиц на 1000 человек населения. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Ярославская область занимает 1 место по количеству малых предприятий (без учёта микропредприятий) на 1000 человек населения и 5 место по доле занятых на малых предприятиях в Центральном федеральном округе.

Структура малого предпринимательства Ярославской области представлена следующими сферами: торговля - 44,9 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2 процента, строительство - 15,0 процента, промышленность - 11,5 процента, транспорт и связь - 4,1 процента, услуги гостиниц и ресторанов - 2,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 2,1 процента.

Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в региональной экономике в течение почти 15 лет, сохранением высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли вместе с ограниченной долей в научно-технической и производственной сферах. При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий региона и увеличению доли наукоёмких организаций.

В развитых странах в малом и среднем бизнесе осуществляется большая часть научных и опытно-конструкторских разработок и создаётся значительная доля инновационной продукции. Необходимо содействие инновационной активности малых и средних предприятий Ярославской области в целях их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров, позволяя крупному бизнесу снижать издержки и совершенствовать качество собственной продукции. Использование потенциала малых и средних предприятий позволяет диверсифицировать структуру экономики региона, повысить качество и спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями области.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий повышения уровня жизни, становления в Ярославской области среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды. В международной практике в малом и среднем бизнесе занято до 60-70 процентов работающего населения, являющегося основой среднего класса. Задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения поставлена и на федеральном, и на областном уровне. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на достижение средних показателей занятости населения в малом и среднем предпринимательстве европейских стран.

В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения региона. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.

Решение указанных вопросов соответствует целям Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года и позволяет достичь стратегической цели Правительства Ярославской области - создать благоприятные условия для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров и создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях выявления условий функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области был проведён комплексный SWOT-анализ, который позволил выделить несколько наиболее проблемных вопросов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса:

Недоступность долгосрочных финансовых ресурсов;

Ограниченные возможности для аренды производственных и офисных площадей;

Дефицит квалифицированных кадров;

Растущий уровень расходов на ресурсное обеспечение, увеличение тарифов на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;

Невысокая степень вовлечённости молодёжи в предпринимательскую деятельность;

Недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве основных проблем развития предпринимательства на уровне муниципальных образований области можно выделить:

Отток трудоспособного населения из муниципальных образований;

Низкий уровень подготовки профессиональных кадров;

Недостаточность финансовых ресурсов.

Указанные проблемы остро стоят как перед организациями, так и перед мастерами, занятыми в отрасли народных художественных промыслов. Значимость данной отрасли определяется необходимостью сохранения национальной культуры в местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ярославской области. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, которые являются достоянием и одной из форм народного творчества населения Ярославской области. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере народных художественных промыслов, необходимо решить вопросы передачи уникальных навыков, приёмов работ между специалистами, занятыми в данной сфере.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого и среднего бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определённых условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

Похожие публикации